%d
%M
%n
%Y
%y
%h
:%m
:%s
МЕТАЛЛ И КАПИТАЛ
Главная \ Новости \ Все рецепты давно известны

Все рецепты давно известны

« Назад

Все рецепты давно известны 29.01.2020 00:00

Закончились новогодние каникулы, жизнь вернулась в привычное рабочее русло, завершается январь. И всех волнует вопрос: что принесет новый год отечественной металлургии?

Редакция информационного агентства «Металл и капитал» решила попробовать дать на него ответ. Мы не стали обращаться к аналитикам, никогда не плавившими и не торговавшими металлами. Спрашивать представителей металлургических компаний также не стали: ждать их комментариев долго, и они будут ни о чем.

Поэтому мы предпочли спросить мнения у независимого эксперта Леонида Хазанова, имеющего огромный опыт в металлургической журналистике (сотрудники нашей редакции в буквальном смысле выросли на его статьях), побывавшего на многих отечественных и зарубежных заводах и не понаслышке знающего ситуацию в отрасли.

 

Леонид Геннадьевич, каким был ушедший год для российской металлургии?

Двойственным. С одной стороны, черная и цветная металлургия нашей страны сумела увеличить объемы выпуска продукции, с другой стороны – по ряду позиций заметно проседание.

По моим оценкам, выплавка чугуна по итогам 2019 г. снизилась примерно на 2% до 51 млн. тонн, тогда как стали увеличилась на 1-1,5% до 72-72,5 млн. тонн. Производство же стального проката уменьшился на 3% до 60 млн. тонн, конструкций – на 2-4% до 4,6-4,7 млн. тонн, труб - на 10% до 9 млн. тонн. Выпуск первичного алюминия вероятно будет в пределах 3,7-3,8 млн. тонн, меди – порядка 1 млн. тонн, цинка – 200 тыс. тонн.

Прошлый год оказался прорывным в плане завершения двух крупных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для отечественной металлургии. Во-первых, на Каменск-Уральском металлургическом заводе была запущена вторая очередь комплекса на 166 тыс. тонн плоского алюминиевого проката, обошедшегося в 46 млрд. руб.

Это единственный прокатный комплекс, построенный в нашей стране за последние 30 лет. И я горжусь тем, что лично видел, как вводилась в эксплуатацию его первая очередь в 2015 г.

Во-вторых, открылся комбинат «Тула-Сталь», на протяжении многих лет создававшийся Промышленно-металлургическим холдингом. Предприятие, способное производить 1,8 млн. тонн сортового и конструкционного проката в год, потребовало инвестиций в 55 млрд руб. и колоссального труда инженеров и строителей.

Увы, не обошелся 2019 г. без проблем. Самой серьезной из них я считаю банкротство Ростовского электрометаллургического завода. Если он остановится, и его сотрудники будут уволены, то это приведет не только в социальной напряженности в г. Шахты (где он расположен), но и трудностям у поставщиков лома и других материалов. Фактически металлургия России потеряет одно из наиболее современных предприятий.

Плюс заметно сократилось потребление металлов и продукции их глубокой переработки. Причем было видно его снижение в строительстве, стагнирующем уже несколько лет подряд, и машиностроении, испытывающем финансовые и сбытовые трудности.

 

Наступивший год будет полегче?

Вряд ли. Совершенно очевидно, что кризис в российской экономике разрастается на фоне ослабления глобальной. Его подстегивает целая гамма негативных факторов: чрезмерное налоговое давление на промышленность и строительство в сочетании с увеличением неналоговых сборов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков и очень жесткие условия их предоставления (хотя Банк России периодически уменьшал ключевую ставку), запредельные тарифы на энергоресурсы и грузоперевозки, бюрократия и др. Собственно, они общеизвестны и Америки я здесь не открываю.

В результате 2020 г. будет годом спада спроса на черные и цветные металлы и их полуфабрикаты. Прежде всего, он проявится в строительстве – там следует ожидать уменьшения проектов в области жилищной и коммерческой недвижимости. Будет проседать потребление и в автомобилестроении и других отраслях промышленности несмотря на меры государственной поддержки.

Судите сами. Уменьшение производства автомобилей на «КамАЗе» в нынешнем году на 8% до 35,709 тыс. штук эквивалентно сокращению заказов на сталь приблизительно на 70-75 тыс. тонн (если исходить из массы грузовика в 20 тонн).

Не стал бы я надеяться на нефтегазовый комплекс, хотя он может поддержать спрос на трубы вследствие необходимости освоения месторождений со сложными горно-геологическими условиями и трудноизвлекаемыми запасами.

Зато однозначно обострится конкуренция между металлургическими и металлоторговыми компаниями. Я не удивлюсь, если заводы будут участвовать в государственных тендерах, стараясь «выбить «из них трейдеров. К хорошему их такая сбытовая политика не приведет, добавив напряжения на рынке.

 

Заграница нам не поможет?

Нет, не поможет. На ее благосклонность не стоит рассчитывать. Против продукции российских металлургических компаний ставили и будут ставить торговые барьеры во всех странах, какие только возможно.

За рубежом металлургия тоже стагнирует и позитивные статистические данные не должны вводить нас в заблуждение. Наибольшую угрозу представляет ситуация в Европейском Союзе и Китае.

Если в Европейском Союзе конъюнктура ухудшится, то там могут ввести дополнительные пошлины и квоты против наших металлов, предлог же всегда найдется. В Китае же ослабление спроса чревато активизацией его производителей на приоритетных для них направлениях и Россия окажется в их числе. Учитывая меры государственной поддержки экспортеров в КНР, цены они легко могут «срезать» для усиления позиций на российском рынке.

 

А как-то может затронуть российских металлургов вспышка заболевания коронавирусом в Китае? Про нее много сейчас говорят…

Да. Пока влияние китайской заразы проявилось в снижении цен на нефть, алюминий, медь и ослаблении рубля. Если она будет распространяться и впредь, то удешевление сырьевых товаров продолжится из-за опасений инвесторов относительно темпов роста экономики КНР, крупнейшего производителя и потребителя металлов на планете.

Замедление же китайской экономики вследствие прогнозируемой пандемии вызовет сужение спроса на сырье и металлы, усилив тем самым толчок к разрастанию мирового экономического кризиса. В итоге он ударит по отечественным металлургическим предприятиям – им надо будет не допустить уменьшения загрузки мощностей и рентабельности, когда заказов будет негусто.

 

 

 

Продолжение интервью следует…


Top.Mail.Ru