
Кому в мировой алюминиевой отрасли больнее других досталось от вызванного пандемией коронавируса кризиса? К чему приводит приостановка производства? Как отрасли выйти из штопора? Об этом и многом другом в интервью рассказывает Марио Консерва, генеральный секретарь Европейской федерации потребителей алюминия (FACE).
ПАРАДОКСЫ КРИЗИСА
– Кризис, вызванный пандемией коронавируса, привел к приостановке деятельности огромного числа компаний в ЕС – от автомобильных концернов до предприятий малого бизнеса. Можете в общих чертах рассказать, что происходит в алюминиевой промышленности в Европе и в мире?
– Коронавирус ударил по всем рынкам, снизив цены на цветные металлы. Так как все началось в Китае, первый удар пришелся на сырье, ведь Китай является лидером по производству первичного алюминия и основным импортером меди, цинка и никеля. Начиная со второй недели марта, цены на цветные металлы рухнули вследствие распространения COVID-19 в большинстве стран мира. И лишь в последние дни ситуация стала более благоприятной на фоне новостей об оказании государственной помощи и реализации валютно-финансовых мер стимулирования, а также мероприятий, направленных на поддержание спроса.
Общая тенденция к снижению цен на цветные металлы формировалась в течение всего марта: цена на медь на Лондонской бирже металлов (LME) снизилась с 6300 долл. за тонну в середине января до 4800 долл. за тонну в конце марта, а стоимость HG Алюминий упала с 1800 долл. за тонну до 1490 долларов. Что касается производителей первичного алюминия, то в Европе лишь Hydro и Rio Tinto объявили о сокращении производства на 15-20%, но без привязки к мерам по защите здоровья населения, когда работодателей обязывают останавливать предприятия. Низкие цены на LME создали трудности для многих европейских заводов – по оценке аналитической компании CRU, для 13 из этих заводов мощностью более 1,8 млн тонн существует риск сокращения производства или закрытия. Стоит также отметить, что цена на алюминий по сравнению с другими цветными металлами значительно более волатильна. Причину этого нужно искать в фундаментальных факторах и постоянном увеличении запасов на складах LME во время чрезвычайного периода.
Структурные изменения в автомобильном секторе в сочетании с огромными производительными мощностями (по производству первичного алюминия – прим. редакции), по-прежнему функционирующими в Китае, сделали алюминий наиболее уязвимым металлом на фондовой бирже.
Наконец, еще один важный фактор снижения цен заключается в том, что в алюминиевой промышленности по сравнению с другими цветными металлами, было меньше перебоев в производстве в условиях распространения COVID-19. Фактически даже в тех странах, которые в настоящее время находятся в полной изоляции, например, в Индии и ЮАР, были предоставлены исключения в отношении приостановки производства.
Что касается будущего развития событий в алюминиевой отрасли на глобальном уровне, остается несколько открытых вопросов по ряду аспектов, касающихся, в частности, Китая – страны, где возник коронавирус. В 2019 году Китай произвел 36 млн тонн первичного алюминия от общемирового производства (64 млн тонн). Чрезвычайная ситуация сегодня порождает много неопределенностей: продолжит ли Китай производить первичный металл даже в условиях, когда он может потребить гораздо меньше, чем раньше (учитывая спад в промышленном производстве Китая на 13%)? Если ответ положительный, наводнит ли Китай мировой рынок огромным объемом сырья, алюминием с высоким углеродным следом, в то время, как крупнейшие мировые производители, например, РУСАЛ, уделяют особое внимание «зеленому производству» с использованием гидроэнергетики, а многие конечные потребители склонны наращивать долю «зеленого алюминия»? И, наконец, сохранит ли Китай производство алюминиевых полуфабрикатов, которые могут быть потреблены лишь в незначительной степени на внутреннем рынке, что неизбежно повлечет за собой появление на глобальном рынке продуктов по ценам ниже себестоимости? Мы увидим развитие событий в ближайшие месяцы, однако, ясно, что все это имеет большое значение для Европы, ведь Старый Свет был местом, где зарождалась алюминиевая промышленность с конца XIX века.
– Давайте перейдем к положительным моментам. Можете ли вы привести примеры предприятий или целых отраслей промышленности, где увеличилось производство? Например, производители алюминиевой упаковки для фармацевтики или строительных материалов для возведения объектов медицины?
– Несомненно, деятельность компаний-производителей алюминиевой упаковки для медицинских препаратов и в целом продуктов питания не была остановлена по понятным причинам (при условии соблюдения всех мер безопасности для сотрудников). Поэтому они пострадали в наименьшей степени. Хотя с точки зрения логистики и организации процесса производства очень непросто продолжать непрерывную работу в ситуации ненормального функционирования инфраструктуры.
...продолжение следует
Интервью предоставил Пресс-секретарь Алюминиевой Ассоциации
Петр Лихолитов